Материалы о практике противодействия коррупции в иностранных государствах


Материалы

о практике противодействия коррупции в иностранных государствах,
в том числе криминализации взяточничества, с рекомендациями
о недопущении сотрудниками Следственного комитета поведения, которое может восприниматься окружающими, в том числе за рубежом, как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку
или как просьба о даче взятки

 Коррупция – это общественно-опасное явление современности, отрицательно сказывающееся на экономике, политической стабильности, подрывающее авторитет государственной власти, демократические институты, этические ценности и справедливость, наносящее ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Борьба с коррупцией вышла за рамки национального права, превратившись в транснациональную проблему, в том числе на фоне процесса глобализации мировой экономики.

Коррупционная преступность – это категория правонарушений, охватывающих уголовно-наказуемые деяния, связанные с предоставлением физическими и юридическими лицами, преступными группами
и сообществами дополнительных вознаграждений, подарков, различных услуг, возможностей оплачиваемых внутригосударственных и зарубежных поездок, незаконных льгот в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества государственным служащим, должностным лицам, представителям законодательной и судебной власти, с использованием данными лицами названных возможностей, а также их ответные преступные действия в угоду заказчикам – физическим и юридическим лицам, преступным группам
и сообществам.

Не последнее место в списке коррупционных правонарушений занимают дача взятки и получение взятки.

Мировой опыт свидетельствует о том, что корпорации очень часто предоставляют нелегальные вознаграждения, в том числе высокопоставленным чиновникам, например, за возможность получить крупный контракт и концессию. Во-первых, заинтересованная компания может дать взятку за то, чтобы ее внесли в список участников предстоящего тендера на право получения крупного контракта и ограничили число его участников. Во-вторых, она может платить за получение конфиденциальной информации о максимальных и минимальных ценовых порогах, средних ценовых предложениях и критериях оценки инвестиционных проектов.

В-третьих, с помощью взятки можно вынудить чиновников таким образом определить условия тендера, чтобы компания-взяткодатель оказалась единственным кандидатом, полностью удовлетворяющим всем требованиям. В-четвертых, компания может просто купить себе победу в тендере. Наконец, выиграв контракт, компания может за взятки добиться завышения цен или поблажки при оценке качества продукта.

Являясь частью мирового сообщества, любое государство должно учитывать международные стандарты и рекомендации, касающиеся уголовно-правовых методов борьбы с коррупционными преступлениями,
в том числе взяточничеством, а также привести национальное законодательство в соответствие с минимальными стандартами соответствующих конвенций.

1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999), ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ
«О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» (далее – Европейская Конвенция), не содержит определения понятия «коррупция», но определяет коррупцию, в основном как подкуп.

Европейской Конвенцией предусмотрена криминализация соответствующих деяний коррупционного характера: активный и пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц (ст.ст. 2 и 3), активный
и пассивный подкуп в частном секторе (ст.ст. 7 и 8), подкуп членов национальных публичных собраний (ст. 4), подкуп иностранных публичных должностных лиц (ст. 5), подкуп членов иностранных публичных собраний (ст. 6), подкуп должностных лиц международных организаций (ст. 9), подкуп членов международных парламентских собраний (ст. 10), подкуп судей и должностных лиц международных судов (ст. 11), злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст. 12), отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией (ст. 13).

Европейская Конвенция предписывает криминализацию коррупции как в государственном, так и в частном секторе. Под субъектом «государственного» подкупа понимается «публичное должностное лицо», которое согласно ст.1 определено как «должностное лицо», «публичный служащий», «мэр», «министр» или «судья», существующие в национальном праве государства, в котором данное лицо отправляет свою должность, как они применяются в уголовном праве этого государства.

В отношении субъектов «частной» коррупции такого рода определение в тексте Европейской Конвенции отсутствует. Указанной Конвенцией предусмотрена криминализация действий по подкупу лиц, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них в том или ином качестве (ст.ст. 7 и 8).

Европейской Конвенцией подразделяются понятия активного и пассивного подкупа публичных должностных лиц. Под активным подкупом понимается «преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из публичных должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица, с тем чтобы оно совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций» (ст. 2). Под пассивным подкупом понимается «прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо публичным должностным лицом какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества, с тем чтобы должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций (ст. 3). Таким образом, Европейской Конвенцией достаточно широко определена объективная стороны подкупа: криминализации подлежат не только действия по передаче и принятию неправомерных преимуществ, но и обещание, предложение, испрашивание и принятие предложения.

В соответствии со статьей 15 Европейской Конвенции криминализации подлежат случаи соучастия в совершении любого указанного в Конвенции преступления.

Статья 18 Европейской Конвенции предусматривает обязательство государств-участников принять законодательные и другие меры по обеспечению ответственности юридических лиц в связи с совершением коррупционных преступлений, заключающихся в активном подкупе, злоупотреблении влиянием в корыстных целях и отмывании доходов, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией.

В данном случае ответственность юридического лица в соответствии со ст. 18 не исключает возможности уголовного преследования физических лиц, совершивших, подстрекавших к совершению или участвовавших
в совершении уголовных правонарушений, указанных в пункте 1 статьи 18 Европейской Конвенции.

2. Статьей 8 Конвенции против транснациональной организованной преступности, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 26.04.2004 N 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» установлены следующие формы коррупции:

a) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Для целей указанной Конвенции «публичным должностным лицом» является публичное должностное лицо или лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника, в котором данное лицо выполняет такие функции, и как это применяется в уголовном законодательстве этого государства-участника.

3. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года (далее также – Конвенция против коррупции), ратифицированная Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» предусматривает криминализацию достаточно широкого ряда деяний коррупционного характера: подкуп национальных публичных должностных лиц (ст. 15); подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 16); хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом (ст.17); злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст.18); злоупотребление служебным положением (ст.19); незаконное обогащение (ст. 20); подкуп в частном секторе (ст. 21); хищение имущества в частном секторе (ст. 22); отмывание доходов от преступлений (ст. 23); сокрытие (ст. 24); воспрепятствование осуществлению правосудия (ст. 25); ответственность юридических лиц (ст. 26).

Статьей 20 Конвенции против коррупции под незаконным обогащением понимается «…значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

В Конвенции против коррупции под публичным должностным лицом понимается «любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве государства-участника». Тем не менее, для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II указанной Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника» (ст. 2).

В соответствии со ст. 28 Конвенции против коррупции осознание, намерение или умысел являются обязательным элементом субъективной стороны любого коррупционного преступления. При этом вина может быть установлена из объективных фактических обстоятельств дела.

4. Конвенция о гражданско-правовой ответственности
за коррупцию
(г. Страсбург, 04.11.1999) (Российская Федерация в данной Конвенции не участвует) определяет коррупцию как «просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового» (ст. 2).

В рамках реализации международных усилий по борьбе с коррупцией в сентябре 2003 года в г. Стамбуле был принят план действий по борьбе с коррупцией для Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Таджикистана и Украины (под эгидой Сети ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии). В течение 2004 – 2005 гг. в рамках Стамбульского плана действий проводился обзор правовых и институциональных основ борьбы с коррупцией в странах-участницах. По его итогам для государств были сделаны рекомендации по антикоррупционной политике, криминализации коррупции и законодательству по борьбе с ней, а также предложены меры по предупреждению коррупции на государственной службе. В 2005 г. была начата программа мониторинга для оценки реализации рекомендаций в каждой из стран.

В области уголовного законодательства и криминализации коррупции всем странам рекомендовано внести изменения в свое национальное законодательство для выполнения международных стандартов, установленных Конвенцией ОЭСР о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций, Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенцией ООН против коррупции.

Страны, в первую очередь, должны установить, где и в какой степени их собственное законодательство не соответствует стандартам конвенций. Это могут быть случаи, когда внутреннее законодательство
не предусматривает криминализацию некоторых видов преступлений (например, подкупа иностранного государственного должностного лица) или состав преступления квалифицируется более узко, чем в конвенции
(в частности, определение взятки не включает нефинансовые выгоды).

Рассматривая данную проблематику, следует отметить, что некоторые международные правовые акты отдельно рекомендуют использовать финансовые санкции и конфискацию имущества как наиболее эффективные меры наказания.

Так, статья 19 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию содержит требование о применении эффективных, соразмерных и сдерживающих уголовных или не уголовных санкций, в том числе финансового характера. Кроме того, пункт 3 упомянутой статьи Европейской Конвенции содержит положение о принятии  государствами-участниками таких законодательных и иных мер, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна.

Конвенция ООН против коррупции рекомендует государствам-участникам принимать такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации доходов от коррупционных преступлений или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении коррупционных преступлений (ст.31).

Статьей 12 Конвенции против транснациональной организованной преступности предусмотрено принятие государствами-участниками в максимальной степени, возможной в рамках их внутренних правовых систем, таких мер, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:

a) доходов от преступлений, охватываемых Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;

б) имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, охватываемых Конвенцией.

Международно-правовые положения по вопросам противодействия коррупции реализуются государствами, в том числе путем имплементации международных норм в национальное законодательство.

Законодательство США предусматривает наказание за дачу и получение вознаграждения за услуги, входящие в круг обязанностей должностного лица. Поощрения по американскому праву чиновник может получить только официально – от Правительства. Наказание за нарушение этой нормы – штраф, или лишение свободы до двух лет, или совокупность данных наказаний.

Определение коррупции и положения об ответственности за нее изложены в главе 11 «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов» титула 18 Свода законов США. Статья 201 названной главы устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом (так называемый активный подкуп). Пункт (b) данной статьи предусматривает ответственность публичного должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается получить или принять какую-либо ценность лично или для любого другого лица или организации» в обмен на какие-либо незаконные действия или бездействие по службе (пассивный подкуп).

Коррупционными признаются сделки между любыми лицами по поводу устройства на федеральную государственную службу. Уголовно-наказуемым является требование денег или имущественных благ или их получение для содействия в устройстве на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год, или штрафом
в размере требуемой или полученной суммы, или совмещением обоих видов наказания. Исключение составляет деятельность специальных агентств по найму, имеющих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

Антикоррупционное законодательство США состоит также из правовых актов, регламентирующих лоббистскую, банковскую, биржевую и иные виды деятельности.

Одной из важнейших направлений антикоррупционной стратегии США названа профилактика коррупции в системе государственной службы, которая основывается на внедрении так называемой административной морали, представляющей собой этические и дисциплинарные нормы.

Кодекс этики правительственной службы впервые был принят в 1958 году в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно: ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам; исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения; работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей; находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач; никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому-либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;
не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности; не вступать ни прямо,
ни косвенно в коммерческие отношения с Правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей; никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды; вскрывать случаи коррупции при их обнаружении; соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.

В дальнейшем Кодекс этики правительственной службы стал основой правовой регламентации административной этики госслужащих США.

С конца 80-х годов XX в. этические начала государственной службы стали объектом еще более жесткой правовой регламентации. В 1989 году Конгрессом США был принят Закон «О реформе Закона об этике», который внес существенные изменения в нормы, регулирующие этику поведения должностных лиц, и распространил их на все ветви федеральной власти – законодательную, исполнительную и судебную. В октябре 1990 года Закон был подкреплен исполнительным Приказом Президента США № 12731 «Принципы этики поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». Эти принципы были распространены не только на чиновников высшего ранга, но и на рядовых госслужащих.

Согласно Приказу госслужащие:

– не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого рода информации в личных целях;

– не могут в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие;

– принимать подарки от лиц, интересы которых зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей;

– обязаны докладывать в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях разрушения собственности, обмана, злоупотребления
и коррупции.

Контролем за исполнением этих установлений занимаются специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование.

Для чиновника последствия обнаружения допущенных им нарушений могут выразиться в виде применения к нему одной из следующих мер воздействия: частичная или полная дисквалификация; перемещение
на низшую должность; предложение прекратить конфликтные финансовые связи. Серьезные нарушения являются основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Кроме того, ограничивается право государственного служащего на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Чиновники, назначаемые Президентом США, вообще не могут получать какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей.

Что касается бывших государственных служащих, то ограничение их деловой деятельности действует в течение двух лет после выхода в отставку. Им запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествующего прекращению его службы.

Еще одним положением антикоррупционной стратегии США являются единые для всех ветвей государственной власти правила, ограничивающие получение должностным лицом подарков от частных лиц и организаций. Например, член Палаты Представителей Конгресса США и сотрудники его аппарата имеют право получать подарки в течение календарного года общей стоимостью не более 250 долл. из одного источника (каждые три года этот лимит пересматривается). При этом каждый подарок, включая подарки супругам должностных лиц, справедливая рыночная цена которого превышает 100 долл., должен декларироваться.

Действие запретов на получение подарков не распространяется на: вознаграждения, получение которых государственными служащими предписано законом, или любое иное благо, за которое получатель предоставляет законное встречное удовлетворение или на которое он иным образом управомочен; подарки или иные материальные блага, предоставляемые в связи с родством или иными личными, профессиональными или деловыми взаимоотношениями, независимо от должностного положения получателя; малозначительные блага, связанные с личными, профессиональными или деловыми контактами и не создающие серьезной опасности репутации должностных лиц.

Мировая практика борьбы с коррупцией свидетельствует о важности установления уголовной ответственности за незаконное обогащение.
Так, в законодательстве Итальянской Республики предусмотрена норма, согласно которой чиновник должен уметь доказать законность приобретения имущества своего и своей семьи. Поступающий на государственную службу чиновник должен изначально быть готов к некоторому ограничению своих прав в пользу дела, которому он служит.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее – Соединенное Королевство) основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 года и Законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов.

Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо».

Лицо, признанное виновным в таком поступке, приговаривается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно оно лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорен к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.

Закон 1906 года о предупреждении коррупции предусматривает уголовную ответственность независимо от того, совершило ли лицо, получившее взятку, те действия, за которые она была дана, и от мотивов, которыми руководствовался взяткодатель.

В рамках антикоррупционной стратегии в Соединенном Королевстве  реализуется и программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на государственной службе. В октябре 1994 года был создан независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни. В 1995 году Комитет сформулировал семь принципов государственной работы чиновников – своеобразный кодекс поведения:

– нестяжательство – служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

– неподкупность – недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

– объективность – непредвзятое решение всех вопросов;

– подотчетность – ответственность за предпринятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;

– открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (при этом сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);

– честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

– лидерство – соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.

В 2010 году в Соединенном Королевстве был одобрен новый Закон «О взяточничестве» (Bribery Act 2010). Закон вступил в силу с 1 июля 2011 года и изменяет регулирование как внутри страны, так и имеет влияние на иностранные юрисдикции.

Целью принятия Закона было введение ответственности за взяточничество в отношении иностранных должностных лиц и ввести уголовную ответственность юридических лиц за то, что они не имеют необходимых разработанных внутренних процедур борьбы с взяточничеством. Кроме того, принятию соответствующего законодательства о взяточничестве Соединенным Королевством в том числе способствовало ее членство в ОЭСР (OECD), ООН и других международных организациях.

Как было отмечено Министерством юстиции Великобритании на его сайте (http://www.justice.gov.uk/publications/draftbribery-bill.htm), Закон должен:

– создать более эффективный правовой режим для борьбы
с взяточничеством в частном и публичном секторах;

– показывать соблюдение Великобританией международных стандартов;

– заменить фрагментированные составы нарушений, разбросанные
в судебной практике и указанные в Акте о предотвращении коррупции (Prevention of Corruption Acts 1889 – 1916);

– упростить законодательство путем регулирования двух правонарушений: предложение, обещание или предоставление преимуществ и требование, согласие получить или принять такое преимущество;

– создать состав правонарушения о взяточничестве иностранного должностного лица;

– создать состав правонарушения о небрежном поведении коммерческой организации, которая не смогла предотвратить взяточничество;

– поддержать высокие этические стандарты для бизнеса Соединенного Королевства;

– остановить угрозы, которые взяточничество имеет для экономического прогресса и развития по всему миру.

Bribery Act 2010 (далее – Закон 2010) содержит несколько составов, относящихся ко взяточничеству:

1) предложение, обещание и дача взятки (active bribery – активное взяточничество (ст. 1));

2) просьба, согласие получить взятку, получение взятки (passive
bribery – пассивное взяточничество (ст. 2).

Из основных составов взяточничества выведены два следующих состава, которые специально адресованы коммерческому взяточничеству (commercial bribery). Статья 6 образует состав преступления, относящегося
к подкупу иностранного публичного должностного лица, и статья 7 образует новую форму корпоративной ответственности за неспособность предотвратить взяточничество в пользу данной коммерческой организации.

Под взяткой в Законе 2010 понимается предоставление финансовых и иных преимуществ другому лицу, в результате которых такое лицо не будет надлежащим образом выполнять свои функциональные обязанности или деятельность. Взятки могут осуществляться как в публичном, так и в коммерческом секторе.

Отличительной особенностью уголовного права Соединенного Королевства является то, что признак должностного положения не является квалифицирующим для состава получения взятки.

Английское представление о несоответствующем исполнении, с которым связана взятка, сводится к представлению об ожидании, которое присуще лицу, действующему с доброй верой, беспристрастностью или
в соответствии с позиции правды (справедливости).

Определяя «несоответствующее исполнение», связанное с дачей взятки Закон 2010 исходит из того, что соответствующая обязанность или деятельность:

а) выполняется ненадлежащим образом, если она выполняется
в нарушении соответствующих ожиданий, и

б) должна рассматриваться как исполняемая ненадлежащим образом, если имеет место отказ от выполнения обязанности или деятельности, и этот отказ является нарушением соответствующих ожиданий.

Под надлежащим исполнением, таким образом, понимается то, что любое разумное лицо в Соединенном Королевстве ожидало бы надлежащим относительно исполнения обязанностей данным лицом.

Лицо, которое предлагает взятку иностранному должностному лицу, будет считаться совершившим правонарушение, если намерением такого лица было повлиять на действия иностранного должностного лица.

Эти положения близки к требованиям Конвенции ОЭСР «О борьбе с взяточничеством иностранных должностных лиц в международных бизнес-сделках» (On Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions/OECD).

Статья 11 Закона 2010 содержит систему наказаний для физических лиц и компаний, признанных виновными во взяточничестве в соответствии со ст. 1, 2 или 6. Так, физическое лицо, виновное в совершении преступления, несет ответственность:

– к тюремному заключению на срок, не превышающий 12 месяцев, или штраф, не превышающий уставного максимума; или,

– к тюремному заключению на срок, не превышающий 10 лет, или штрафом, или и тем и другим.

Любое другое лицо, виновное в совершении преступлений, предусмотренных ст. 1, 2 или 6 Закона 2010 несет ответственность в виде штрафа или штрафа, не превышающего установленного законом максимума.

В Федеративной Республике Германия (далее – ФРГ) для противодействия коррупции были приняты меры законодательного и административного характера. В УК ФРГ была внесена статья о даче и получении взятки в частноправовом обороте, которая ранее содержалась в Законе против неразрешенной конкуренции (подкуп служащего – § 12).
В 1997 году вступил в силу Закон о борьбе с коррупцией с одновременным внесением изменений в УК ФРГ. Был расширен перечень коррупционных преступлений: получение и дача взятки в хозяйственном обороте (§ 299); ограничивающие конкуренцию соглашения при конкурсах (§ 298); получение выгоды (§ 331); получение взятки за нарушение служебного долга (§ 332); обещание, предложение выгоды, взятки (§ 333); дача взятки за нарушение служебного долга (§ 334).

В Финляндской Республике (далее – Финляндия) под должностным взяточничеством как основным видом коррупции понимается противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом (группой лиц, организацией), заинтересованным в его определенном поведении. При этом обоюдно извлекаемая выгода может носить как материальный (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), так и нематериальный (лоббирование чьих-либо интересов, помощь в проведении избирательной кампании и т.д.) характер. В соответствии
с Законом «О государственных служащих» чиновникам запрещается принимать подарки, угощения, пользоваться услугами увеселительного характера за счет заинтересованных лиц, на прохождение дел которых они могут оказать влияние. Высшие должностные лица страны (в том числе члены Правительства и депутаты Парламента) обязаны периодически представлять декларации о своих доходах и их источниках, которые обычно предаются публичной огласке.

Уголовным кодексом Финляндии за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до двух лет лишения свободы
(с освобождением от занимаемой должности, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух месяцев до четырех лет при наличии отягчающих обстоятельств). Они назначаются по следующим составам преступлений: получение государственным должностным лицом взятки либо принуждение к ее даче, равно как и сама дача взятки; злоупотребление должностными полномочиями; служебный подлог; фальсификация доказательств; подкуп для дачи ложных показаний или неправильного перевода официального текста и т.д.

Во Французской Республике борьба против коррупции традиционно основывается на уголовном законодательстве, административных процедурах и контроле. Наряду с традиционными в современном законодательстве отражены новые виды преступлений, соответствующие развитию новых форм коррупции, в частности в области международной коррупции: законодательством предусматриваются коррупционные преступления не только в отношениях с публичной администрацией, но и в отношениях между частными лицами.

Уголовным кодексом определяется 16 различных видов преступлений в области коррупции и нарушений честности, которые можно разделить на несколько групп, среди которых «использование своей должности в личных интересах для получения доходов либо любых ценностей (взяточничество)».

Существенно отличается от рассмотренных выше антикоррупционная стратегия Китайской Народной Республики (далее – КНР). В ее основе лежит превалирование репрессивных мер воздействия. С этой целью в 2003 году был создан Антикоррупционный комитет, который занимается не только расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, но и выполняет также исполнительные функции.

Кроме самых жестких мер, в КНР используют и профилактические. Например, действует горячая телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

В Украине Законом Украины «О признании утратившими силу некоторых законов Украины по предупреждению и противодействию коррупции» от 21.12.2010 г. № 2808-VI с 5 января 2011 года были признаны утратившими силу три «антикоррупционных» закона, а именно:

– «О принципах предупреждения и противодействия коррупции»
от 11.06.2009 г. № 1506-VI;

– «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» от 11.06.2009 г. № 1507-VI;

– «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения»
от 11.06.2009 г. № 1508-VI.

С первого июля 2011 года в Украине действует Закон Украины
«Об основах предупреждения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI (далее – Закон № 3206), которым определены основные принципы предупреждения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, возмещения нанесенных в результате совершения коррупционных правонарушений убытков, вреда, возобновления нарушенных прав, свобод или интересов физических лиц, прав или интересов юридических лиц, интересов государства.

Законом № 3206 четко определен круг субъектов, осуществляющих мероприятия, координирующих и контролирующих деятельность по предупреждению и противодействию коррупции.

Кроме того, в указанном Законе конкретизированы виды ограничений субъектов ответственности за коррупционные правонарушения относительно использования ими служебного положения, работы близких лиц, совмещения должностей и совместительства, а также относительно получения такими субъектами подарков.

Данным законодательным актом внедрен новый порядок осуществления финансового контроля, в частности, установлена обязанность декларирования как доходов, так и расходов, определены сроки подачи декларации и опубликования в официальных изданиях деклараций
об имущественном состоянии, доходах и расходах должностных лиц.

Говоря об ответственности за совершение коррупционных правонарушений, следует отметить, что одновременно с Законом № 3206 был принят и вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения» № 3207-VI, которым вносится ряд изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Кроме того, помимо уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена также дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Также вступившей в силу 1 июля 2011 года редакцией Закона 3206 предусмотрено внесение информации о лицах, которых привлекли к ответственности за коррупционные правонарушения, в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения. 

Следует также отметить, что признавая важность уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией, международные документы ориентируются на широкий спектр профилактических мер, применение которых в совокупности с уголовной репрессией может дать эффективный результат в противодействии коррупции.

Коррупционно опасным поведением считается такое действие или бездействие сотрудника, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются сотрудником, незаконно использующим свое служебное положение.

Коррупционно опасной является любая ситуация в служебной деятельности, создающая возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных для сотрудника законодательством Российской Федерации.

Сотруднику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

Профессионально грамотное поведение сотрудника при общении с иностранными официальными лицами и гражданами способствует укреплению международного авторитета Следственного комитета.

Сотруднику Следственного комитета при нахождении за рубежом необходимо учитывать, что:

он является представителем органа государственной власти;

не владение или слабое владение языком страны пребывания, затрудняет правильное понимание сотрудником обращений со стороны иностранных официальных лиц и гражданами и может способствовать возникновению двусмысленных ситуаций;

особенности национальной культуры страны пребывания, местные обычаи и традиции заслуживают уважения, однако не обязывают переходить грань и создавать возможные предпосылки для умаления авторитета Российской Федерации.

К мерам недопущения поведения, которое может оцениваться окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки со стороны должностного лица следует отнести следующие:

не допускать в разговоре иносказательных выражений, намёков (жестов, мимики) на возможность дачи (получения) взятки;

не оставлять посетителя одного в кабинете;

не предлагать обсуждение проблемных вопросов в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

не предлагать возможность решения вопроса, через знакомых (других должностных лиц) ввиду приятельских либо иных благоприятных отношений;

не обсуждать свои бытовые (материальные) трудности;

не хранить в рабочем кабинете (на рабочем столе):

– рекламных объявлений, календарей, сувенирной продукции других организаций (за исключением государственных органов);

– рекламных буклетов о возможности получения кредита, покупки недвижимости, транспортных средств, дорогостоящих предметов бытовой обстановки;

– фотографий дорогой недвижимости, транспортных средств, дорогостоящих предметов бытовой обстановки, а также фотографий с мест проведения отдыха (в том числе за рубежом).

Обращается внимание на то, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения.

 

Адрес страницы: https://kamchatka.sledcom.ru/document/1209260